10 лет восстановления: почему мазут М-100 стал приговором для Черного моря
Ученые объяснили, почему тяжелое топливо стало новой угрозой для морской фауны и как долго продлится очистка побережья
Недавний инцидент в проливе, связанный с разливом мазута, привлек внимание экологов. Два нефтетанкера, "Волгонефть-212" и "Волгонефть-239", столкнулись с семибалльным штормом. Эти суда, разработанные в 60-х годах, рассчитаны на волны не более двух метров. Превышение этого предела уже приводило к разрушению корпусов аналогичных судов в 1999 и 2007 годах.
Остается вопрос, почему суда вышли в море при таких условиях. Возможно, экипаж не имел полной информации о надвигающемся шторме или был вынужден выйти в рейс, несмотря на очевидный риск. По имеющимся данным, экипажи были предупреждены лишь о сильном ветре, что обычно не является препятствием для выхода в море.
В результате аварии в море попало 3700 тонн мазута. Этот объем значительно превышает предыдущие разливы в регионе: 800 тонн в 1999 году и 1300 тонн в 2007 году. Масштаб нынешнего загрязнения является беспрецедентным.
Особенность этого разлива не только в объеме, но и в типе загрязнителя. Впервые в таком количестве в море оказался мазут марки М-100. Это тяжелое топливо, используемое для котельных и некоторых корабельных двигателей. По сложности ликвидации нефть делится на пять групп, и М-100 относится к четвертой, наиболее сложной группе.
Высокая плотность М-100 имеет двойственный эффект. С одной стороны, она снижает испаряемость и растворимость в воде, делая его менее токсичным в водной среде по сравнению с легкими фракциями. С другой стороны, именно эта особенность затрудняет его удаление: мазут не остается на поверхности, а оседает на дно или распределяется в толще воды.
Это создает серьезный удар по морскому дну. Слой мазутной пленки покрывает донные организмы, обрекая их на гибель. Разлив мазута не убил экосистему мгновенно, но его последствия будут долгосрочными. Жабры рыб также блокируются, что приводит к их гибели. В долгосрочной перспективе ключевую роль в очистке сыграют морские бактерии.
Штормы поднимают мазут со дна и выбрасывают его на берег, загрязняя прибрежную зону. Мазут содержит ванадий и серу, которые, попадая в круговорот воды, делают почву токсичной и непригодной для жизни растений, микроорганизмов и животных. Тем не менее, иногда мэр Сочи опроверг загрязнение пляжей после проверок, что свидетельствует о локальном характере таких выбросов.
Мазут особенно опасен для животных и птиц из-за своей вязкости и липкости. Покрытые мазутом животные не могут очистить шерсть или перья. Пытаясь это сделать, птицы проглатывают токсичное вещество. Даже выжившие животные часто дают ослабленное потомство. Такие разливы могут привести к увеличению числа видов, находящихся под угрозой исчезновения. После разлива нефти в Новороссийске в реабилитационные центры поступали замазученные птицы с химическими ожогами.
Основную работу по очистке моря выполняют штормы, морские бактерии и микроорганизмы. Ученые прогнозируют, что большая часть мазута будет поглощена бактериями в течение года. Что касается берегов, здесь все зависит от усилий людей. Липкий мазут необходимо собирать вручную, удаляя загрязненный слой грунта и заменяя его чистым. В подобных случаях поднять 2 тысячи тонн мазута со дна требует масштабных усилий водолазов. Последствия на берегах будут заметны еще несколько лет.
Экологические системы отличаются сложными взаимосвязями, и загрязнение может запустить цепную реакцию с непредсказуемыми последствиями. Прогнозы экспертов разнятся: одни говорят о быстром восстановлении, другие - о долгосрочном и серьезном ущербе. Эколог Каваносян, комментируя последствия аналогичного разлива 2007 года, отмечал, что бактериям требуется около десяти лет для завершения очистки. Аналогичный срок обозначается и для полного очищения от последствий нынешнего разлива.
Уже в ближайшее время разлив отразится на популяции промысловых рыб, таких как бычок, кефаль, камбала и ставрида. Помимо перечисленных факторов, важно учитывать влияние разлива на состояние донных отложений, где могут накапливаться токсичные вещества из мазута, оказывая долгосрочное воздействие на бентосные организмы. Также необходимо проводить мониторинг содержания полициклических ароматических углеводородов (ПАУ) в воде и тканях морских организмов. ПАУ являются одними из наиболее токсичных компонентов нефти и могут оказывать канцерогенное и мутагенное воздействие. Для ускорения процесса биодеградации мазута возможно применение методов биоаугментации, включающих внесение в загрязненную среду специализированных штаммов бактерий-деструкторов нефти.
Как сообщалось ранее, Черноморское побережье неоднократно сталкивалось с выбросами мазута. Например, в начале сентября волонтеры штаба "Дельфины" ежедневно собирали десятки мешков загрязненного грунта от Анапы до Тамани. Тогда же возникли данные о разливе нефти на терминале Каспийского трубопроводного консорциума, который был оперативно устранен. Однако мазут с затонувших судов в Керченском заливе продолжает напоминать о себе, создавая угрозу для экологии, как мы уже писали в материале "Мазут с затонувших танкеров".
Что еще стоит узнать: Почему опытные дачники сажают чеснок именно в эти дни октября: секрет крупных головок В Саратове в 4 утра завыли сирены: МО предупредило об угрозе атаки беспилотников Тысячи саратовцев остались без воды до полуночи из-за двух крупных аварий 69-летний водитель "Нивы" сбил мотоциклиста в Энгельсе — пострадавшего госпитализировали В Саратове под поездом погиб мальчик у остановки СНИИМ