От ненависти до сострадания: как вольчане встретили немецких пленных в разгар войны 1943 года
Вопрос отношения к военнопленным вызывает различные дискуссии, при этом он позволяет рассмотреть характерные черты российской ментальности, включающие в себя способность сочетать неприязнь с состраданием, а борьбу с прощением. Свидетельства об этих особенностях, проявленных в годы Великой Отечественной войны, были опубликованы в материале "Сталинград, 2 февраля - День воинской славы России", вышедшем 2 февраля 2026 года. В нем представлены воспоминания Розы Альбековой, медсестры из Вольска, участвовавшей в Сталинградской битве. Она спасала раненых бойцов и помогала их транспортировке через Волгу. Среди эвакуируемых были также раненые вражеские солдаты. По словам Альбековой, их отправляли в госпитали Саратова, Вольска и Балашова. После демобилизации в 1945 году из-за ранения, Роза Альбекова вернулась в родной город и начала работать в специализированном госпитале, предназначенном для лечения военнопленных, как сообщает "Вольская жизнь".
После поражения немецких войск под Сталинградом и пленения многих десятков тысяч человек, в марте 1943 года в Вольск начали прибывать эшелоны с ранеными военнопленными. Среди них были солдаты из Германии, Румынии, Венгрии, Италии и Хорватии. Многим из них требовалась квалифицированная медицинская помощь. Вместо того чтобы содержать их в концентрационных лагерях, советские власти организовали специальные госпитали, размещенные в подходящих помещениях.
В Вольске для этих целей были открыты госпиталь № 1691, расположенный в зданиях, где сейчас находятся гимназия и лицей, и вновь сформированный госпиталь № 5134 в школе № 16. Раненые красноармейцы, ранее находившиеся в здании нынешней гимназии, которое жители Вольска называли "школьным дворцом", были переведены в другие медицинские учреждения.
Врач-фтизиатр Р. Перерезова вспоминала, что пациенты поступали с различными стадиями дистрофии и авитаминоза, многие имели крайнюю степень завшивленности. Обследование выявило многочисленные случаи туберкулеза, что привело к открытию специального туберкулезного отделения.
С 1943 по 1946 год в этих госпиталях получили лечение до двух тысяч военнопленных. Хотя не всех удалось спасти, аналогичная ситуация наблюдалась и среди красноармейцев: более 500 советских солдат и офицеров, не переживших ранения, были похоронены на воинском кладбище Вольска. Умерших военнопленных хоронили на городском кладбище, где в 1998 году был установлен памятный знак.
Для помощи русским медикам в отделениях были привлечены врачи-немцы из числа военнопленных. Они не только оказывали медицинскую помощь своим соотечественникам, но и способствовали установлению доверительных отношений. Постепенно военнопленные убедились, что им предоставляется полноценное лечение, а не проводятся эксперименты.
Изменение отношения военнопленных к медицинскому персоналу произошло после того, как они увидели положительные результаты лечения. С выздоравливающими пациентами начали проводить занятия по лечебной физкультуре и трудотерапии, для чего были организованы различные мастерские. Немцы также были удивлены тем, что их продовольственный паёк был сопоставим с рационом советских трудящихся. Покидая госпитали, они выражали благодарность врачам и медсестрам, а также дарили им сувениры, изготовленные своими руками, как вспоминала фельдшер Анастасия Цапенко.
Дочь Анастасии Цапенко проживает в городе Волжске, расположенном напротив Волгограда. Ей удалось пообщаться с журналистами.
Нас вместе с мамой эвакуировали из осажденного Ленинграда в 1943 году, моя маленькая сестра погибла в блокаду от голода. Похоронена она на Пискаревском кладбище, ее плита недалеко от плиты умершего в 1942 году старшего брата президента России В.В. Путина. Наша ненависть к фашистам была понятна, но на раненых и больных людей мы ее не переносили, - рассказала Анелла Цапенко.Анелла Сергеевна также рассказала о нескольких случаях, связанных с военнопленными в госпиталях. Зимой выздоравливающих водили через Волгу по льду для заготовки ивовых прутьев, из которых немцы впоследствии плели различные изделия. После войны и до отправки на родину, военнопленные участвовали в строительстве городских зданий в Вольске и могли перемещаться по городу без охраны, не нарушая порядка.
К маме, как к медицинскому работнику, спасшему немало жизней, немцы относились с особым уважением. Когда мне потребовалось удалить гланды, то операцию аккуратно выполнил лор-врач из числа военнопленных, - говорит Анелла Сергеевна.Она также упомянула, что в их семье хранились самодельные подарки от выздоровевших пациентов: комод, резная шкатулка и картина с пейзажем.
После завершения войны началась репатриация военнопленных. Больных, тяжелораненых и инвалидов стремились отправить домой как можно скорее, избегая бюрократических задержек. В связи с уменьшением числа военнопленных госпиталь № 1534 был расформирован летом 1946 года, а госпиталь № 1691 - в мае 1949 года, когда Вольск покинули последние военнопленные.
Офицеры Советской армии, которые служили в ГДР, отмечали, что лучшие отношения с местным населением складывались именно со старшим поколением немцев, пережившим войну.