Амнезия по делу о катере Бусаргина: свидетели «забыли» детали покупки судна, инициированной по приказу Бастрыкина
19 февраля в Октябрьском районном суде Саратова продолжилось судебное разбирательство по резонансному уголовному делу, которое касается так называемого "губернаторского катера". На скамье подсудимых находятся Павел Кориков, ранее занимавший должность руководителя областной службы спасения, и Дмитрий Илларионов, бывший инспектор ГИМС, возглавлявший водолазную службу областной службы спасения. Им предъявлено обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями, согласно части 1 статьи 285 Уголовного кодекса РФ. Решение о процессуальных действиях по этому делу было принято по прямому указанию председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина. Судебное заседание ведет судья Ксения Кузнецова, государственное обвинение представляет Владимир Кондриков. Защиту Павла Корикова осуществляет адвокат Ксения Литвинова, а Дмитрия Илларионова - адвокат Павел Белоусов. Ранее, на предыдущем слушании, судебное следствие было возобновлено по ходатайству прокурора, как сообщает "Взгляд-инфо".
19 февраля первой для дачи показаний в зал суда была вызвана Марина Тарабрина, бывшая сотрудница "Агентства по централизации закупок". Она рассказала о своей функции в процессе размещения аукционной документации для приобретения катера.
"Я, честно говоря, не помню, как проходила закупка, все-таки 4 года назад это было. Эта закупка ничем не выделялась из остальных", - сообщила свидетельница.Тарабрина вспомнила, что в аукционе принял участие лишь один претендент, но подробности ей не удалось уточнить.
После нее на вопросы сторон отвечал Виталий Шевцов, первый заместитель директора "Агентства по централизации закупок". Его воспоминания о порядке проведения аукциона также были нечеткими.
"Заявка поступила от областной службы спасения. Вопросов по ней не было", - отметил он.В конце апреля 2024 года стало известно, что осенью 2022 года был приобретен катер стоимостью около 40 миллионов рублей. Формально судно предназначалось для водолазов областной службы спасения. Однако техническая документация к закупке содержала характеристики, которые больше соответствовали потребностям высокопоставленных чиновников и представителей бизнеса, чем задачам спасательной службы.
Технические требования включали внутреннюю отделку судна из натурального дерева, сиденья рулевого и диван, обитые натуральной кожей. За постом управления предусматривалось создание обеденной зоны с двумя диванами и столом, который мог трансформироваться в спальное место с помощью электропривода. Помимо этого, судно должно было иметь отдельную носовую каюту с двумя спальными местами, душ, санузел и камбуз, оснащенный холодильником, морозильной камерой, газовой плитой, вытяжкой, мойкой и кухонным гарнитуром из натурального массива дерева. В спецификацию также входили системы вентиляции, кондиционирования и отопления, а также другие удобства. Катер был рассчитан на одновременное размещение 12 человек для отдыха.
Единственным участником торгов оказалось пермское ООО "Авангард", с которым в итоге и был заключен контракт по максимально допустимой цене. Поставщик передал заказчику судно модели T Rex 40, которое полностью соответствовало заявленным характеристикам.
В ходе расследования Следственный комитет установил, что фактическая стоимость катера была почти в два раза ниже указанной в договоре, а разница в цене представляла собой коррупционную маржу. Кроме того, выяснилось, что доставка судна была фиктивной: t Rex находился на базе "Эдельвейс" еще до его официальной покупки и даже был выставлен на продажу на специализированных интернет-ресурсах. Таким образом, транспортировка из Перми, как утверждалось, фактически не осуществлялась. Формальный покупатель, компания "Авангард", получила прибыль от этой сделки на сумму более трех миллионов рублей, что было подтверждено в суде.
Вскоре после первой публикации о покупке катера появились доказательства, свидетельствующие о том, что судно использовалось для досуга членов регионального правительства, включая губернатора Романа Бусаргина. Приоритеты саратовских чиновников также привлекли внимание федеральных средств массовой информации. О "катере Романа Бусаргина" сообщалось в эфире государственной радиостанции "Радио России", на телеканале "Россия 1", а также в ведущих новостных Telegram-каналах и других медиа. Свою позицию по данному вопросу озвучил Кирилл Кабанов, член президиума Совета по правам человека при президенте РФ и председатель Национального антикоррупционного комитета.
Именно после публичного выступления Кабанова и обращений к председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину местные правоохранительные органы отреагировали на ситуацию. По инициативе областного прокурора Сергея Филипенко была проведена проверка. Материалы проверки были направлены в Следственное управление Следственного комитета, сотрудники которого возбудили уголовное дело "в связи с незаконным приобретением маломерного моторного судна T Rex 40, не предназначенного для проведения поисково-спасательных и водолазных работ".
Данные геолокации подтвердили, что катер не использовался для нужд водолазов областной службы спасения. Судно T Rex 40 было пришвартовано на правительственной туристической базе "Чардым". В социальных сетях до сих пор доступны многочисленные видеозаписи, на которых Роман Бусаргин совершает прогулки на этом катере. Афера, связанная с покупкой судна для отдыха губернатора, уже третий год находится в центре внимания федеральных и региональных медиа. Потерпевшей стороной по делу официально признано правительство области, однако его представители в суде выражают полную поддержку подсудимым. Чиновники также предпринимают попытки организации пиар-кампании в их защиту.
Напомним, 22 декабря 2025 года Кировский районный суд Саратова приступил к рассмотрению уголовного дела в отношении бывших должностных лиц Максима Шихалова и Владимира Пожарова. Их обвиняют в совершении мошенничества и растраты, которые, согласно данным следствия, были совершены в период их работы в оборонном госпредприятии АО «Конструкторское бюро промышленной автоматики».