Progorod logo

Россияне почти полностью отказались от наличных при оплате связи

1 апреля 16:20Возрастное ограничение16+
© ПАО «МегаФон»

Будущее безналичных платежей в руках россиян

Россияне демонстрируют устойчивый тренд к переходу на безналичные способы оплаты услуг связи. Согласно исследованию, проведённому на основе обезличенных данных абонентов "МегаФона", доля офлайн-платежей в первом квартале текущего года составила всего 2%, что значительно ниже аналогичного периода 2024 года, когда этот показатель достигал 6%.

Онлайн-способы оплаты мобильной связи прочно вошли в повседневную жизнь россиян, практически полностью вытеснив платежи наличными. Ещё пять лет назад офлайн-платежи занимали существенную долю в общем объёме расчётов за услуги связи, составляя 16%. Однако, ситуация кардинально изменилась во время пандемии, когда пользователи стали активно переходить на дистанционные способы оплаты товаров и услуг, включая мобильную связь.

Дополнительным фактором, способствующим снижению популярности наличных платежей, стали законодательные ограничения. С 1 января 2025 года пополнение баланса наличными средствами стало возможным только при предъявлении удостоверения личности или через портал Госуслуг.

Среди онлайн-способов оплаты услуг связи наблюдается растущий спрос на Систему быстрых платежей (СБП). Платежи через СБП демонстрируют стабильную положительную динамику. Например, в марте 2025 года рост оплат через СБП составил 12,7% по сравнению с мартом 2024 года. Появление возможности внесения автоплатежей через СБП в 2024 году также способствовало популяризации этого способа оплаты.

В 2024 году "МегаФон" запустил услугу "умный автоплатёж" – автоматическое списание необходимой суммы для оплаты тарифа и услуг абонента. С октября 2024 года доля умных автоплатежей увеличилась до 19,2% в базе всех автоплатежей, подключаемых в личном кабинете "МегаФона", а доля СБП в умных автоплатежах достигла 61,5%.

Частота оплаты связи остаётся относительно стабильной. В последние годы клиенты "МегаФона" предпочитают оплачивать связь раз в месяц – так поступают 46% абонентов, и эта тенденция сохраняется уже более трёх лет. Также популярна периодичность менее одного раза в месяц, которой придерживаются 31% абонентов, что может свидетельствовать о пополнении счёта сразу на несколько месяцев вперёд.

Самым популярным месяцем для оплаты связи остаётся декабрь (8,9%), за которым следуют октябрь (8,7%) и август (8,6%). Наиболее популярные дни недели для оплаты – понедельник и пятница (3,5% и 3,4% соответственно), а реже всего за связь платят по выходным: на субботу приходится 3% платежей, а на воскресенье – всего 2,9%.

Выбор в пользу СБП также закрепляется в розничной торговле. Если в 2022 году большинство клиентов объединённой розничной сети "МегаФона" и Yota предпочитали оплату связи и других покупок банковскими картами, то сегодня наблюдается существенная переориентация в сторону платежей через СБП. В феврале текущего года доля СБП в общем обороте розницы увеличилась на 70% по сравнению с февралём 2023 года.

В розничной сети и интернет-магазине также отмечается рост популярности СБП для оплаты мобильной связи. В 2024 году оборот средств, полученных через СБП, увеличился на 133% по сравнению с 2023 годом.

"Мы стремимся развивать возможности онлайн-оплаты связи, поскольку видим, насколько это удобно клиенту. Стремительно растёт услуга умного автоплатежа, запущенная в прошлом году – с ней не нужно выбирать конкретную дату зачисления или задавать остаток на счёте, при достижении которого пополняется баланс – опция сама определит момент, когда стоит внести платёж, не давая нашему клиенту остаться без связи", – отметила Фарида Ахундова, руководитель бизнес-юнита финансовых продуктов и сервисов "МегаФона".

Источник: пресс-служба ПАО «МегаФон»

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: