Механик раскрыл секрет: какой градус нужен мотору перед стартом в мороз
- 07:50 28 декабря
- Григорий Овчинников

Не минуты, а градусы, как избежать износа и продлить жизнь двигателя в холодное время года
Многие водители обычно прогревают двигатель своего автомобиля, ориентируясь на время, но ключевым фактором является фактическая температура мотора и моторного масла. Именно от этого показателя напрямую зависит эффективность защиты двигателя от износа с первых минут движения.
Когда двигатель холодный, моторное масло становится густым, что замедляет его поступление к важным узлам, таким как поршневые кольца, вкладыши коленвала и турбина. Их работа практически без смазки или с недостаточной смазкой значительно увеличивает износ. Прогрев двигателя необходим не столько для создания комфорта в салоне, сколько для обеспечения полноценной циркуляции масла по всей системе.
Оптимальные температуры масла перед началом поездки варьируются в зависимости от условий:
- Летом, при температуре воздуха от +20°C и выше, достаточно прогреть двигатель до 35-40°C. Обычно это занимает всего 2-3 минуты работы на холостом ходу, когда стрелка указателя температуры только начинает движение.
- В межсезонье, при температуре около 0°C, рекомендуется дождаться прогрева до 45-50°C.
- Если же на улице мороз, ниже -10°C, желательно достичь температуры 55-60°C, что может занять от 5 до 10 минут, в зависимости от конструкции двигателя.
Различные типы двигателей имеют свои особенности прогрева. Для атмосферных бензиновых моторов главное - обеспечить достаточное разжижение масла для свободной циркуляции. Движение можно начинать при 40-45°C, но первые несколько километров следует ехать максимально плавно, избегая любых значительных нагрузок на мотор. Низкое качество смазки или ее недостаток могут привести к преждевременному износу, поэтому специалисты советуют внимательно относиться к этому аспекту.
Турбированные двигатели, как бензиновые, так и дизельные, особенно чувствительны к качеству смазки. Турбина требует более тщательного и длительного прогрева - минимум до 50-55°C. Нагружать турбину, пока она не достигла этой температуры, категорически не рекомендуется, это может серьезно сократить ее ресурс.
Двигатели, работающие на газовом топливе, также требуют особого подхода. Если автомобиль использует пропан-бутан (LPG), переход на газ обычно происходит при 35-40°C летом и около 50°C зимой. Недостаточный прогрев до переключения может вызвать неравномерную работу двигателя и повышенный износ. Метановые (CNG) двигатели нуждаются в еще более высоком прогреве - до 55-60°C. Холодный метан сгорает не полностью, что ведет к прогоранию клапанов и повреждению катализатора.
Для контроля прогрева ориентируйтесь на приборную панель. Стрелка указателя температуры или синяя/голубая лампочка - ваши главные помощники. Начинать движение можно, когда стрелка только сдвинется с минимальной отметки, но оптимальнее дождаться хотя бы 40-50°C. Интересный факт: современные автомобили спроектированы так, что в движении двигатель прогревается значительно быстрее, чем на холостом ходу, благодаря большей нагрузке и более эффективной работе системы охлаждения.
При наличии предпускового подогревателя, его использование является идеальным решением для подготовки двигателя к работе, особенно в холодное время года. Это не только ускоряет прогрев, но и значительно снижает износ при старте.
Даже после достижения оптимальной температуры прогрева, первые 10-15 минут пути следует соблюдать щадящий режим вождения. Избегайте резких ускорений, высоких оборотов (более 2500-3000 об/мин) и сильных нагрузок, таких как буксировка или крутые подъемы. Это позволит равномерно прогреться всем узлам трансмиссии и ходовой части. Излишне длительный прогрев на холостом ходу нецелесообразен; после достижения минимальной температуры масла дальнейший прогрев происходит эффективнее и экологичнее при умеренном движении.
Также ранее мы писали о правильном подходе к прогреву салона автомобиля зимой. Многие водители сразу после запуска двигателя включают печку на максимум, что, как показывает опыт, замедляет прогрев мотора и салона. Опытные автомобилисты рекомендуют после старта двигателя держать печку выключенной 2-3 минуты, давая антифризу нагреться. Только после этого следует включать вентилятор на минимальную скорость, направляя теплый воздух к ногам для создания естественной конвекции, что способствует быстрому и эффективному прогреву салона. Подробно о секретах прогрева печки можно узнать из наших предыдущих материалов.