РЖД представили обновленный купейный вагон на 40 мест: вот что изменится в поездах
- 14:05 21 декабря
- Григорий Овчинников

Размеры нового вагона значительно больше, чем у предшественников, обещая пассажирам невиданный комфорт
Российские железные дороги (РЖД) совместно с Трансмашхолдингом представили первый опытный образец нового купейного вагона увеличенного габарита Т. Это событие знаменует значительный шаг в обновлении парка поездов дальнего следования, поскольку появление таких широких вагонов ожидалось давно. Примечательно, что ранее, в 2020 году, уже демонстрировался плацкартный вагон аналогичного габарита, однако он так и не поступил в серийное производство.
Глава РЖД Олег Белозёров ранее подчёркивал важность внедрения таких вагонов. Он отмечал, что новый габарит позволяет значительно расширить внутреннее пространство: ширина вагона увеличилась на 30 сантиметров, а длина спальных полок теперь достигает двух метров вместо прежних 1,83 метра. Также был расширен проход между купе, что добавляет удобства для пассажиров.
Планы по внедрению вагонов габарита Т весьма амбициозны. Ещё летом 2023 года Владимир Пястолов, руководитель Федеральной пассажирской компании, анонсировал формирование первого состава из этих вагонов для легендарного поезда "Красная стрела". Ожидается, что обновлённый состав выйдет на маршрут уже в следующем году.
Производством новой модели занимается Тверской вагоностроительный завод. Для запуска массового производства одноэтажных вагонов габарита Т предприятие привлекает дополнительное финансирование, включая займ от ВЭБ.РФ. Завод заявляет, что новые вагоны обеспечат не только повышенный комфорт, но и увеличенную пассажировместимость.
Представленный купейный вагон модели 61-4533 демонстрирует существенные отличия от текущего парка. Его длина увеличена на 73 сантиметра, а ширина - на 28 сантиметров по сравнению с распространённым габаритом 1-ВМ. Эти изменения позволили сделать спальные места на 15 сантиметров длиннее, а коридорный проход - на 9 сантиметров шире.
Однако увеличенные габариты привели и к росту числа мест. В новом вагоне теперь 40 пассажирских мест вместо стандартных 36, так как добавлено одно дополнительное купе. Это может повлиять на загруженность сервисных помещений и работу проводников, хотя и повышает общую эффективность использования пространства.
В пресс-релизе производителя подчёркивается, что вагон является инновационной разработкой с улучшенным уровнем комфорта и повышенной долей отечественных комплектующих. На фотографиях опытного образца заметны новые элементы, например, откидные столики для пассажиров верхних полок и порты для зарядки устройств. При этом официальная информация не содержит данных об индивидуальной регулировке климата в купе или о ранее анонсированной новой тележке с пневматической подвеской.
Такой вагон открывает путь к масштабному обновлению составов дальнего следования, обещая пассажирам больше личного пространства и удобства. Серийное производство этих вагонов может стартовать в ближайшее время, что изменит путешествия в плацкарте и купе. Возможно, он даже предложит альтернативу двухэтажным вагонам, которые не всегда вызывают позитивные отклики. Нововведения касаются не только купе, ведь РЖД активно убирают верхние полки в некоторых вагонах, экспериментируя с разными форматами пассажирских перевозок.
Как сообщалось ранее, РЖД уже экспериментируют с новыми форматами. На туристическом маршруте Москва - Великий Новгород - Углич - Москва запущены обновленные плацкартные вагоны без верхних полок. Количество мест в них сокращено примерно до 36 вместо привычных 54, что значительно расширяет проход и исключает "надголовное" соседство. Стоимость проезда в таком плацкарте начинается от 1 100 рублей, а за купе - от 5 000 рублей. Для комфорта пассажиров предусмотрены индивидуальные шторки и усиленные багажные полки, рассчитанные на вес до 35 кг.