Во время посещения сайта Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике обработки персональных данных.

Чиновники год не могли защитить исторические элементы саратовского театра оперы

Чиновники год не могли защитить исторические элементы саратовского театра оперыФото: © ИА «Версия-Саратов»

Культурное наследие на грани исчезновения

В Арбитражном суде Саратовской области завершилось рассмотрение дела, касающегося реконструкции здания театра оперы и балета, являющегося памятником архитектуры. Истцом выступил региональный комитет культурного наследия, возглавляемый министром Владимиром Мухиным, а ответчиком – ГКУ «Управление капитального строительства» (УКС), учреждённое областным правительством, во главе с директором Виталием Тимофеевым. Об этом сообщает издание Версия Саратов.

Комитет культурного наследия потребовал от УКС "в течение 30-ти календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить упаковку и надлежащее хранение элементов предмета охраны" здания театра. Речь идёт о последствиях неудавшейся реконструкции, которая привела к фактическому разрушению объекта культурного наследия.

Примечательно, что в течение нескольких лет, пока здание театра разрушалось, комитет культурного наследия не предпринимал никаких действий. В ситуацию пришлось вмешаться Счётной палате РФ, которая провела проверку в Саратовской области. Специалисты Счётной палаты установили, что комитет Владимира Мухина, ответственный за сохранность памятников архитектуры в регионе, не проводил ни одной проверки в процессе реконструкции здания театра.

В результате, один из символов Саратова превратился в заброшенный долгострой, а судьба элементов декора здания оказалась под вопросом. Счётная палата сообщила об утрате элементов декора, а именно:

  • стилизованных балясин ограждений парадных лестниц;
  • мутул под выносной плитой карниза антаблементов;
  • колонн с капителями;
  • орнаментного лепного декора.
  • Согласно акту контрольного обмера, составленному Счётной палатой РФ ещё 14 декабря 2023 года, элементы декора здания театра "расположены произвольно, в открытом виде, не защищены от доступа атмосферных осадков, грязи и пыли, не обеспечена их целостность и защита от механических воздействий, что влечёт прямую угрозу утраты их историко-культурного значения и физической утраты".

    После обнаружения нарушений Счётная палата направила акт и фотографии в комитет культурного наследия. Однако, по данным материалов арбитражного процесса, подчинённые Мухина отреагировали на акт Счётной палаты лишь 17 января 2024 года, спустя более месяца после его составления. Реакция заключалась в направлении в адрес УКС "письма о необходимости проведения инвентаризации демонтированных элементов предмета охраны объекта культурного наследия с предоставлением результатов её проведения".

    Комитет культурного наследия получил ответ из УКС лишь 31 января 2024 года, в котором сообщалось, что УКС не будет проводить инвентаризацию деталей здания театра, поскольку у них нет лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

    Лишь после этого, "в целях защиты общественных и государственных интересов в сфере охраны объектов культурного наследия, недопущения нарушения законодательства и сохранения спорного объекта культурного наследия", комитет обратился в Арбитражный суд с иском. Исковое заявление от ведомства Владимира Мухина поступило в суд 17 июня 2024 года, то есть спустя четыре с половиной месяца после получения отказа от УКС.

    12 февраля 2025 года первая инстанция встала на сторону комитета и обязала УКС "обеспечить упаковку и надлежащее хранение элементов предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения" – здания театра оперы и балета. Решение может быть обжаловано в апелляционной и кассационной инстанциях.

    Ранее, издание Версия Саратов сообщало, что комитет по культурному наследию инициировал еще один процесс в арбитраже, по принуждению того же ГКУ «Управление капитального строительства» законсервировать руины здания оперного театра.

    Наблюдатели задаются вопросом, для чего Владимир Мухин инициировал такой иск, тогда как его коллеги и без того проводят конкурсные процедуры, чтобы законсервировать объект. Тем более что нынешняя зима – уже не первая, проведенная несчастным памятником без отопления. Но на "защиту" пока недобитого наследия комитет встал только сейчас.

    Остаётся надеяться, что действиям (или бездействию) ответственных лиц будет дана оценка компетентными органами.

    ...

    • 0

    Популярное

    Последние новости