Тысячи документов XVIII-XIX веков исчезли из саратовского архива: власти отрицают их существование, а историк видел их продажу на интернет-аукционе
Тайна исчезнувших вековых документов
Историк Александр Мраморнов предполагает исчезновение тысяч документов XVIII и XIX веков, чья общая стоимость на антикварном рынке могла бы достичь миллионов рублей. Однако представители музея и компетентных ведомств утверждают, что подобных материалов в фондах музея не зарегистрировано, и следовательно, они не могли быть утеряны. Сам историк ранее видел на одном из интернет-аукционов документ, который, по его мнению, принадлежал монастырскому архиву, и сообщал об этом в прокуратуру. Тогда ни сам документ, ни продавец так и не были найдены.
По словам Мраморнова, он впервые познакомился с архивными документами в 2003 году, будучи студентом. Приехав в Петровск, где жили его предки, он посетил местный краеведческий музей. В то время музей располагался в старом деревянном здании, и его сотрудники предоставили студенту возможность изучить документы из архива Николаевского монастыря, датированные XIX и концом XVIII веков.
Я их смотрел, переснимал частично или полностью на маленький любительский цифровой Nikon, потом сотрудники уносили их, приносили следующие. Так за лето 2003, 2005 и 2007 у меня было снято более 2500 кадров, - рассказал Александр Мраморнов, который выложил сделанные им когда-то кадры в открытый доступ на своей странице в соцсети "ВКонтакте".
В январе 2024 года историк вернулся в Петровск для проведения научных исследований. К этому времени краеведческий музей переехал в новое здание. К удивлению Мраморнова, на этот раз ему предложили для ознакомления лишь одно архивное дело.
Где остальные? - А их нет. - Как нет? Вот так нет. Смотрите это дело, оно есть и на госкаталоге, больше ничего нет, - вспоминал общение с музейными работниками Мраморнов.
Мраморнов также высказался о возможной стоимости архива, говоря о миллионах рублей.
То, что я видел, - это достаточно рядовые документы, но в совокупности они представляют документальный комплекс, который имеет большую стоимость, чем если их продавать отдельно. Кроме того, там были документы 18-го века, а они очень хорошо ценятся, если говорить про антикварный рынок. Один документ может стоить десятки тысяч рублей. Если хороший трейдер с антикварного рынка, то речь может идти о миллионах, почему нет. Если они серией идут, - пояснил он.
Историк утверждает, что лично видел, как на интернет-аукционе "Мешок" продавался один из документов из монастырского архива. В июне 2025 года за "Письмо настоятелю Петровского монастыря к манифесту о войне с Англией и Францией 1854 года" запрашивали 4 900 рублей. В настоящее время лот недоступен, однако Александр Мраморнов считает, что документ мог быть повторно выставлен на аукцион под другими данными.
Мраморнов сообщил об этих обстоятельствах в областную прокуратуру, откуда информация была передана в МВД. Там сведения зарегистрировали в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (КУСП) под номером 8594 от 1 августа 2025 года.
Корреспондент "Версия Саратов" обращался в полицию за комментариями о предпринятых действиях по заявлению. На сегодняшний день в полиции не смогли подтвердить факт пропажи документов. В поисках истины Александр Мраморнов направил запросы в Министерство культуры Саратовской области, в ведении которого находится музей, а также в администрацию Петровского района, Саратовскую епархию и Саратовскую областную прокуратуру.
Министерство культуры в ответ на запросы предоставило, по мнению Мраморнова, формальные отписки. В первом ответе ведомство сообщило, что в связи с противоречивыми сведениями из разных источников оно направило запрос в прокуратуру с просьбой о проверке. Однако позже надзорный орган сообщил, что письмо было отправлено на неработающий адрес электронной почты и, соответственно, не дошло до адресата. За такой формальный подход прокуратура привлекла к дисциплинарной ответственности двух должностных лиц министерства культуры.
Во втором письме представители ведомства проинформировали о запросе информации у самого музея. Третье письмо, помимо выдержек из Федерального закона, содержало указание на то, что учредителем краеведческого музея является управление культуры и кино при районной администрации, что, как предполагается, указывало на ответственность петровских чиновников.
Между тем, прокуратура Саратовской области по итогам проверки основного и научно-вспомогательного фондов музея пришла к следующему выводу:
С момента основания учреждения каких-либо данных, подтверждающих регистрацию (передачу) в его ведение подлинных дел архива Петровского Свято-Николаевского монастыря конца XVIII-XIX вв., не установлено.
Директор музейного историко-краеведческого комплекса имени героя Советского Союза Панфилова Ирина Исаева категорически отрицает предположение об исчезновении значительного объема документов.
Я пришла сюда в 2013 году, этих документов я не видела. Я собирала специалистов, которые работали при предыдущем директоре. У меня осталась половина коллектива от того состава. И они все в один голос говорят, что этого не видели. Страницу на сайте (где продавался документ из архива) он нам показывал. Я спрашивала, нельзя ли посмотреть, кто продает это: имя, фамилию. Но кроме ника ничего там не увидела. Почему он решил, что именно этот документ находился в нашем музее? Может, в этом Николаевском монастыре был еще вагон таких документов. И они могли, когда разрушали монастырь, попасть в любые руки, - рассказала руководитель музея.
Ирина Исаева также выразила сомнение, что такой большой объем документов, о котором говорит историк, мог бесследно исчезнуть.
Две с половиной тысячи листов, это даже если взять пачку бумаги и две с половиной тысячи наложить, какой объем будет. Неужели мы бы не увидели этого? Прокурор приходил, сидел с нашими книгами учета, у нас тут 25 томов. Все перетрясли. Мы сами были заинтересованы, мы хотели помочь. Он показывал нам фотографии. Но на листах там нет музейных номеров. Там стоят только дореволюционные номера с вензелями, - отметила она.
Предыдущий директор музея Таисия Коновалова, проработавшая в учреждении 40 лет, разделяет эту точку зрения.
Они лежат, эти странички, между тысячами других экспонатов, которые краеведческий музей хранит. Бережно хранит. Наш музей всегда был на хорошем счету. Смерти были, все было. Но все было нормально. Когда будет очередная сверка, и на эту сверку пустят какое-то время, то все это найдется. Раздувать из ничего не надо, - рассказала Коновалова.
Она также заявила, что не верит в возможность продажи музейных документов на аукционе.
В свою очередь, в Саратовской метрополии Московского патриархата Александру Мраморнову сообщили, что исторические материалы не зарегистрированы в фондах музея. Однако там предоставили возможное объяснение утраты бумаг:
Сотрудники музея и другие работники культуры в частных беседах указывали на то, что с 2008 по 2011 года, подвальное помещение, где ранее располагался краеведческий музей и фондохранилище музея, неоднократно подтапливалось талыми водами. Можно с прискорбием предположить, что возможно данные документы были повреждены или утрачены в ходе очередного подтопления. Но, так как они, скорее всего, никогда не оформлялись как экспонаты, с достоверностью выяснить их судьбу мы сейчас уже не сможем.
Таким образом, для большинства компетентных органов, представителей власти и Саратовской метрополии вопрос по данной истории, по всей видимости, считается закрытым. Однако для историка Мраморнова исчезновение изученных им архивных документов остается неразрешенным.
Следует отметить, что ситуации с пропажей документальных ценностей для Саратовской области не являются редкостью. В апреле 2017 года бывший сотрудник государственного архива Саратовской области Алексей Полынин был осужден за хищение 46 книг из коллекции "Метрические книги церквей Саратовской губернии", датированных 1821-1885 годами. Ущерб от кражи был оценен в 1,2 миллиарда рублей, при этом похититель продавал украденные книги за 500-1000 рублей. Тогда Полынин был приговорен к 4 годам условного срока. На момент рассмотрения уголовного дела 11 метрических книг, общей стоимостью 286 миллионов рублей, не были найдены. Позднее, к счастью, в архив обратился покупатель, который вернул похищенное. В отношении Полынина было возбуждено новое уголовное дело, рассмотренное Кировским районным судом в марте 2019 года, по итогам которого он получил год лишения свободы без штрафа и ограничения свободы.
```html ```