Новый реестр перевозчиков грозит закрыть треть саратовских грузовых компаний
16 декабря Государственная Дума одобрила во втором и заключительном третьем чтении законопроект, предусматривающий создание единой базы данных для всех участников рынка грузоперевозок на территории Российской Федерации. Несмотря на более чем двадцать поправок, внесенных ко второму чтению документа, представители транспортного сектора выражают мнение, что он является недоработанным и ограничивает коммерческую деятельность. В текущих сложных условиях на рынке грузовых перевозок, вызванных ростом цен на горючее, подорожанием технического обслуживания транспортных средств и, как следствие, снижением рентабельности, исключение из этого реестра способно привести к закрытию многих предприятий. Сокращение числа участников рынка неизбежно приведет к увеличению стоимости услуг по доставке, что в конечном итоге скажется на ценах для потребителей, как пишет "Московский Комсомолец Саратов".
Новый законодательный акт направлен на регулирование сферы грузовых перевозок и борьбу с компаниями, которые ведут коммерческую деятельность без соответствующих разрешений. Согласно пояснительной записке к законопроекту, все юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся грузоперевозками, будут обязаны зарегистрироваться в новой системе, без чего их деятельность станет невозможной. Между тем, по информации ассоциации "АвтоГрузЭкс" и компании ПЭК, уже с октября 2025 года в России наблюдается нехватка перевозчиков. Компания Rusprofile сообщает, что около 6,7 тысячи юридических лиц, работающих в сфере грузоперевозок, находятся в процессе ликвидации или банкротства. Транспортные предприятия покидают рынок из-за постоянно возрастающей себестоимости и значительного падения прибыли. Те, кто сохранит свою деятельность, столкнутся с серьезными изменениями.
К сожалению, сообщества перевозчиков редко привлекают к разработке тех или иных законодательных инициатив. Не совсем понимаю, зачем нужен специальный реестр. Обелить рынок грузовых перевозок? Но есть контролирующие службы: ространснадзор, налоговая инспекция, которые могут проводить совместные проверки. Реестр, на мой взгляд, лишь усложнит жизнь участников рынка и станет дополнительной административной нагрузкой на бизнес. А любая нагрузка на предпринимателя в итоге отражается на кошельке конечного потребителя,
Специалист отметил, что проект будущего реестра неоднократно менялся. В одной из предыдущих редакций документа был пункт, предусматривающий удаление перевозчика из реестра при наличии у него неоплаченных штрафов. Однако финансовые обстоятельства могут быть различными, а суммы штрафов, к примеру, за перегруз или превышение габаритов, могут достигать 600 тысяч рублей. Хилюк выражает опасение: если перевозчик в данный момент не способен погасить задолженность и его исключают из реестра, как он сможет в дальнейшем расплатиться с долгами? Такая ситуация становится безвыходной.
Хотя из финальной редакции законопроекта исключили некоторые дублирующиеся положения, эксперт подчеркивает, что многие вопросы остаются нерешенными. Например, пятый пункт четвертой статьи устанавливает, что реестр должен включать информацию об автотранспортных средствах, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям на праве собственности или на другом законном основании. Однако это правило не распространяется на владение транспортным средством, используемым для грузоперевозок, на основании договора аренды с экипажем.
Этот пункт ущемляет права предпринимателей. Как перевозчик я могу иметь собственный автопарк или взять его в аренду у другого предпринимателя вместе с экипажем (водителями). Бывает сезонная работа, в остальное время автопарк простаивает. Грузоперевозчику-владельцу предлагают отдать машины в аренду с экипажем - водитель числится за машиной, следит за её техническим состоянием. Теперь этого сделать будет нельзя. Ещё одна сомнительная норма: "включение в реестр сведений о владении одним и тем же автотранспортным средством двумя и более лицами не допускается". Но в бизнесе есть соучредители: скажем, мы с товарищем сложились и купили грузовик. Супруги могут владеть транспортным средством. Считаю, что принятый законопроект "сырой", его нужно дорабатывать,
- поясняет Юрий Алексеевич.В Саратовской области ведут деятельность 80 тысяч малых и средних предпринимателей.