ВЭБ.РФ поставил ультиматум Саратову: трамвай № 3 за 4,5 млрд до октября 2026-го или никак
- 19:42 1 октября
- Григорий Овчинников

Саратов на пути к скоростному трамваю и новым возможностям
Первого октября в Саратове прошло очередное расширенное совещание, посвящённое реализации проекта "скоростной трамвай". В мероприятии участвовал председатель Государственной Думы Вячеслав Володин. Предыдущее подобное обсуждение состоялось 5 мая 2025 года в правительстве Саратовской области. Тогда заместитель главы ВЭБ.РФ Олег Говорун указал, что завершить проект в Саратове необходимо к началу октября 2026 года. В противном случае финансирование будет остановлено, а выполненные работы не будут оплачены. Таким образом, строительные работы требуется завершить раньше, а к октябрю оформить все акты выполненных работ. К этой же дате должны быть поставлены 26 новых трёхсекционных вагонов "Витязь" общей стоимостью около 4,5 миллиарда рублей, чтобы маршрут №3 мог возобновить свою работу.
Проект реконструкции маршрута №3, генеральным подрядчиком которого является ООО СП "Транстоннельстрой", включает в себя возведение нового совмещённого путепровода в районе Стрелки. Подрядчик по путепроводу, ООО "Поволжская мостостроительная компания", обещает сдать объект в декабре 2025 года.
В ходе совещания губернатор Роман Бусаргин доложил, что маршруты №6 и №8 планируется завершить к концу октября. На них ещё предстоит уложить более тысячи бетонных плит и установить дорожные знаки. Глава региона отметил, что пересечения с автомобильными дорогами создают неудобства, однако подрядчик обещает сдать эти маршруты уже этой осенью.
Бусаргин признал, что маршрут №3 является самым сложным. На первом этапе, до марта 2026 года, необходимо достроить пути до Большой Горной, а до октября 2026 года - полностью весь маршрут, включая Мирный переулок с разворотными кольцами у Детского парка.
На сегодняшний день по маршруту №3 демонтажные работы выполнены на 63%, земляные работы - на 9%, нижнее строение пути - на 40%, а верхнее строение пути - на 23%. Губернатор сообщил, что изначально корректировка проекта должна была быть готова к 1 июля, затем срок продлили до 1 сентября, но документация до сих пор отсутствует. Сейчас на маршруте задействовано всего 40-50 рабочих и 10 единиц техники.
При этом, как подчеркнул Бусаргин, правительство и мэрия полностью выполнили работы по перекладке коммуникаций. На вопрос Володина об отставании, губернатор ответил, что оно находится "в пределах месяца". Все документы для приобретения рельсов и шпал уже предоставлены, ожидаются их поставки.
Вячеслав Володин, в свою очередь, заявил, что к марту 2026 года планируется закупить 16 вагонов "Витязь", а затем будут изыскиваться средства на ещё 10 вагонов для полного обеспечения маршрута подвижным составом. Володин призвал приложить все усилия, чтобы самый протяжённый и загруженный маршрут №3 не превратился в долгострой.
Олег Говорун сообщил, что в Саратове проект по строительству новых сетей выполнен на 71%, запущены 7 из 11 тяговых подстанций. По его словам, Саратов занимает второе место по темпам реализации проекта среди 9 городов, где проводится модернизация трамвайной сети. По доле выполненных работ Саратов находится на первом месте (65,5%), однако по финансированию ситуация менее благоприятна: план выполнен на 46% (в Волгограде почти 80%), что является лишь четвёртым местом в России. Об этом сообщает издание Версия Саратов.
"Финальная дата ограничена 17 октября 2026 года. Завершить реально работы нужно в июле 2026 года, чтобы за месяц провести обкатку маршрута и уложиться в финальный срок - 17 октября", - заявил замглавы ВЭБ.РФ.
Он также добавил, что текущих сил и средств на маршруте №3 недостаточно. Говорун высказал опасения, что "тройка" может не успеть пройти государственную экспертизу до конца 2025 года, что потенциально создаст проблемы с открытием линии финансирования.
Говорун отметил, что маршрут №3 должен быть полностью готов до 15 августа 2026 года, а запуск трамвайного движения должен состояться 30 августа. Тогда все документы можно будет оформить и принять до 17 октября 2026 года.
Представитель "Транстоннельстроя" пообещал в течение недели увеличить число рабочих на третьем маршруте до 150 человек. Генеральный подрядчик также обещал учесть замечания правительства области и снизил стоимость контактной сети. К концу года компания рассчитывает получить заключение государственной экспертизы.
Ранее мы писали, что реализация проекта по обновлению трамвайных путей для маршрута № 9 началась более двух лет назад, с неоднократным переносом сроков завершения: с конца 2023 года на 1 декабря 2024, затем на 30 июня 2025, и после нового судебного решения — на 1 сентября 2025 года. Губернатор Роман Бусаргин 30 мая 2025 года заявлял о полном завершении всех работ на маршруте № 9 к 1 июля. Однако работы ООО «ФракДжетСтрой» продолжились, и 24 июля 2025 года временно закрыли проезд для автомобилей на пересечении улиц Политехническая и 5-я Беговая до 3 августа, а также было остановлено движение трамвая № 9. 28 августа 2025 года Роман Бусаргин представил президенту РФ Владимиру Путину проект скоростного трамвая.