РЖД скрывали правду 10 лет: что на самом деле происходит в двухэтажных вагонах — пассажиры называют их «гробиками на колесах»
- 13:50 1 сентября
- Леонид Щербаков

Двухэтажные вагоны РЖД, преимущества и недостатки в эксплуатации
Десять лет назад, накануне Зимних Олимпийских игр в Сочи, которые прошли в 2014 году, Российские железные дороги представили новый вид поездов - двухэтажные вагоны. Проект позиционировался как инновационная замена традиционным плацкартным местам, обещая пассажирам одновременно увеличение вместимости и повышенный комфорт, сравнимый с купе. За прошедшее десятилетие парк таких составов значительно увеличился, превысив тысячу единиц, и теперь они курсируют по обширной сети маршрутов, соединяя города от Москвы до Челябинска и Вологды. Главной целью внедрения было увеличение пассажиропотока за счет добавления десяти мест в каждом вагоне.
Однако заявленная эффективность этих составов столкнулась с рядом технических ограничений. Основная проблема кроется в отсутствии у двухэтажных вагонов собственных систем электропитания. Их работа полностью зависит от локомотива, что значительно сужает выбор тяговых машин. Многие стандартные электровозы и тепловозы оказываются непригодными для таких поездов. Для их эксплуатации требуются мощные локомотивы серии ЭП20, производство которых прекратилось после ухода французской компании Alstom из совместных проектов на российском рынке.
Эти особенности также диктуют правила формирования поездов. Двухэтажные составы, как правило, включают от 10 до 13 вагонов, тогда как обычные одноэтажные поезда могут состоять из 15-18 вагонов. Таким образом, любое преимущество в вместимости отдельного двухэтажного вагона часто нивелируется за счет сокращенной общей длины поезда.
Для пассажиров экономическая выгода от использования двухэтажных поездов оказалась неочевидной. Стоимость билета в купе такого вагона редко бывает ниже плацкарта, а чаще всего соответствует цене обычного купе или даже превышает ее на некоторых направлениях. Это расходится с изначальным обещанием более доступного варианта путешествия.
Уровень комфорта также вызывает многочисленные нарекания. Пассажиры часто жалуются на тесноту, особенно на верхних полках второго этажа, и недостаток места для багажа. Российским железным дорогам даже пришлось ввести специальные ограничения на размеры ручной клади (не более 72×60×30 см), которые отличаются от общих правил перевозки багажа.
Изначально заявленные удобства, такие как розетки, USB-разъемы, кулеры с водой, три туалета на вагон и кондиционеры, в процессе эксплуатации выявили серьезные недочеты:
- оборудование демонстрирует быстрый износ;
- вентиляция, особенно на втором этаже, часто работает недостаточно эффективно;
- система кондиционирования функционирует нестабильно;
- постоянно присутствует высокочастотный шум от электрооборудования;
- перемещение между этажами с багажом крайне неудобно.
Архитектура вагонов также создает определенный дискомфорт. Пассажирам приходится постоянно преодолевать ступени - не только для подъема на второй этаж, но и при посадке в вагон, а также при передвижении по составу. Отсутствие откидных сидений в коридорах лишает возможности присесть вне своего купе.
Критики отрасли отмечают, что Российские железные дороги продолжают закупать модель вагонов, которая уже считается устаревшей, хотя производитель предлагает более совершенные решения. Например, в 2020 году была представлена улучшенная версия с бесшумными тележками, увеличенными верхними полками и даже душевой кабиной. Однако таких модернизированных вагонов было закуплено всего около сотни, что не соответствует масштабам парка.
Несмотря на все упомянутые недостатки, популярность двухэтажных вагонов продолжает расти. За десятилетие ими воспользовались более 54 миллионов человек, что демонстрирует высокий спрос. За январь-октябрь текущего года объём перевозок на таких поездах увеличился на 13,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, подтверждая сохраняющуюся востребованность.
Двухэтажные вагоны Российских железных дорог остаются противоречивым решением. С одной стороны, они действительно способствуют увеличению пассажиропотока на загруженных маршрутах. С другой - имеют существенные недочёты в уровне комфорта, техническом обеспечении и экономической эффективности для пассажиров. По данным издания "1520. Все о путешествиях", потенциал для значительных улучшений существует, однако его реализация потребует серьезной модернизации как самих вагонов, так и всей инфраструктуры их обслуживания.
Что еще стоит узнать:- После критики Путина губернатор Бусаргин экстренно опубликовал адреса 50+ аварийных домов для расселения в 2025-2026 годах
- Пожар на 548 квадратах: в Саратове дотла сгорела база вторсырья с макулатурой
- Саратов на 10 часов останется без воды: отключают Сосенки, Юбилейный и ЦДК с 22:00
- Трактор Versatile и Hyundai столкнулись под Саратовом: двое погибли, один в больнице
- В Саратове воссоздают военное училище химзащиты имени Кириллова после долгого перерыва